Какие химические связи разрушаются при транспирации воды

  • Задание 23. Содержит от 3 до 4 критериев. Если ответ включает в себя все названные элементы, полагается 3 балла.
  • Задание 26. Это задание, посвященное темам «эволюция» или «экология», подразумевает от 3 до 6 элементов ответа. Чтобы получить 3 балла, нужно осветить не менее 4 критериев (иногда не менее 5).
  • Задание 27. Содержит от 3 до 4 критериев. Четвертым элементом, как правило, является объяснение. Если ответ включает в себя все (3 или 4) названные элементы, полагается 3 балла.

Советы педагогу

  • Научите ребят определять количество критериев в вопросе. В формулировке обязательные элементы ответа не всегда могут быть очевидны.
  • Объясните, что ответы не должны быть бытовыми.
  • Напомните, что в заданиях на поиск ошибок утверждения не исправляются путем простого отрицания.
  • Повторите с учениками принципы оформления решений задач по генетике (правила прописаны в учебниках).
  • Обратите особое внимание на вопросы 19, 20, 21 первой части. Даже «сильные» дети, олимпиадники, делают ошибки в этих простых заданиях из-за невнимательности и неумения анализировать задачу. А чтобы подготовиться к ЕГЭ по биологии основательно и свести вероятность ошибки к минимуму, можно заглянуть в Справочник, выпущенный специально для подготовки к итоговому испытанию.

Тема: Биология как наука

Каким методом и в какой фазе деления изучается кариотип человека? Что выясняется этим методом?

Элементы ответа

  1. Метод цитогенетический (микроскопия), фаза, в которой хорошо видны хромосомы — метафаза.
  2. Этим методом определяют наличие хромосомных или геномных мутаций и наличие (или отсутствие) наследственных заболеваний.

Комментарий. Тема «методы исследования» достаточно трудна для усвоения выпускниками. Именно поэтому необходимо обращать внимание на точность формулировки.

Ответ выпускника № 1

  1. Этот метод генетический. 2. С его помощью можно посчитать количество мутаций и узнать пол человека.

Комментарий. Оценка экспертов – 0 и 1 балл. Сказано про пол.

Ответ выпускника № 2

  1. Этот метод микроскопический. 2. С его помощью рассматривают строение хромосом в метафазе.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Названы метод и фаза деления клетки.

В чем заключается суть метода микроклонального размножения растений?

Элементы ответа

  1. Этот метод применяется для выращивания культур клеток и тканей растений.
  2. Некоторое количество клеток помещают в питательную среду и выращивают определенное время.
  3. При добавлении гормонов, обеспечивающих рост и дифференцировку клеток, получают рассаду растений, которые потом высаживают на поля.

Ответ выпускника

  1. Этим методом размножают растения. 2. Их выращивают из кусочков ткани (каллус). 3. Выращенные саженцы высаживают на поля.

Комментарий. Оценки экспертов – 1 и 2 балла. Ответ не содержит биологических ошибок, но он не проясняет сути метода: не сказано о необходимости специальной среды для выращивания, об обработке культуры гормонами, дифференцировке клеток и формировании полноценного растения.

Какие методы исследования позволили экспериментально доказать, что ДНК реплицируется полуконсервативным путем?

Элементы ответа

  1. Применялись методы меченых атомов и центрифугирования.
  2. Полуконсервативный способ репликации ДНК был доказан с помощью изотопа N15 и последующего разделения смеси ДНК на две фракции с двумя изотопами азота и N14.

Ответ выпускника № 1

  1. Применялся биохимический метод. 2. Этим методом доказали, что ДНК реплицируется.

Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов. Ответ содержит ошибки и не отвечает смыслу вопроса.

Ответ выпускника № 2

  1. Применялся метод центрифугирования смеси молекул ДНК. 2. Было выделено два вида ДНК: старая и новая.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Выпускник указал второй из методов исследования (центрифугирование) и пояснил, что была старая и новая ДНК. Ответ неполный. Не указан ни метод меченых атомов, ни его суть в данном эксперименте.

Тема: Клетка как биологическая система

Какие особенности строения молекулы воды обеспечивают выполнение ее функций в организме?

Элементы ответа

  1. Полярность молекул воды определяет ее функции растворителя солей, кислот и других гидрофильных соединений, входящих в состав слизей, секретов.
  2. Наличие водородных связей определяет ее теплопроводность, плотность.

Комментарий. Приведенные примеры ответов не являются единственно возможными. Важно, чтобы ответ не искажал смысла вопроса и не содержал биологических ошибок.

Ответ выпускника № 1

  1. Вода – хороший растворитель. 2. Вода замерзает при 0 градусов.

Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов. Нет связи между строением и функциями воды.

Ответ выпускника № 2

  1. Молекулы воды полярны, поэтому в ней гидрофильные вещества диссоциируют на ионы. 2. Вода имеет три агрегатных состояния и может обладать разными свойствами.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Второй ответ не соответствует смыслу вопроса

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

(1)Белки — это нерегулярные биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (2)Остатки мономеров соединены между собой пептидными связями. (3)Последовательность мономеров, удерживаемая этими связями, формирует первичную структуру белковой молекулы. (4)Следующая структура — вторичная, удерживается слабыми гидрофобными связями. (5)Третичная структура белка представляет собой скрученную молекулу в виде глобулы (шара). (6)Удерживается такая структура водородными связями. (7)Четвертичная структура представлена комплексом глобул, находящихся в третичной структуре.

Элементы ответа.

  1. Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6.
  2. 1 — Мономерами белков являются аминокислоты.
  3. 4 — Вторичная структура удерживается водородными связями.
  4. 6 — Третичная структура белка удерживается ковалентными дисульфидными, ионными, гидрофобными и другими связями.

Ответ выпускника

Ошибки допущены в предложениях 1, 4, 6. 1 — Мономерами белков нуклеотиды не являются. 4 — Вторичная структура удерживается водородными связями. 6 — Третичная структура не удерживается водородными связями.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Балл получен за второй критерий. Остальные предложения исправлены неверно простым отрицанием «не».

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, и объясните их.

(1)Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты. (2)Один фермент катализирует несколько разных реакций. (3)Так, например, фермент, расщепляющий белки, может расщеплять и жиры. (4)По химической природе ферменты — это только белковые молекулы. (5)Они (ферменты) не изменяются по своему химическому составу в результате реакции. (6)Каждая молекула фермента может осуществлять несколько тысяч операций в минуту. (7)Активность ферментов зависит от его количества, температуры, и рН-среды.

Элементы ответа

  1. Ошибки допущены в предложениях 2,3,4
  2. 2 — Каждый фермент катализирует одну определенную реакцию.
  3. 3 — Фермент, расщепляющий белок, не взаимодействует с жирами. Ферменты специфичны по отношению к субстрату.
  4. 4 — Ферменты могут быть образованы комплексами с небелковыми компонентами — витаминами, металлами.

Ответ выпускника

Ошибки допущены в предложениях 1, 2, 5. 1 — Ферменты и гормоны расщепляют химические вещества. 2 — Один фермент — одна реакция. 5 — В результате реакции фермент разрушается и на его место приходит новый.

Комментарий. Оценки экспертов 0 и 1 балл. Исправление ошибки во втором предложении может быть истолковано экспертами по-разному. Главное слово в задании: разные. Выпускник написал «одна», а не несколько. Может возникнуть вопрос: всего одна или один тип реакций (что имел в виду выпускник?).

Какими путями вещества могут поступать в клетку?

Элементы ответа

Вещества могут поступать в клетку путем:

  1. диффузии и осмоса по градиенту концентрации,
  2. активного ионного транспорта (калий-натриевый насос) или с участием транспортных белков,
  3. фагоцитоза и пиноцитоза.

Ответ выпускника

  1. Вещества поступают в клетки через кровь, путем инъекций. 2. Из внешней среды путем пиноцитоза и фагоцитоза. 3. В процессе дыхания — кислород в ткани, а углекислый газ из тканей.

Комментарий. Оценка экспертов 1 балл. На апелляции возможно отстоять еще один балл: выпускник, по существу, ответил правильно, обозначив пути проникновения веществ в клетку. Однако — не понял вопроса. Более точными были бы вопросы: «Какими способами вещества поступают в клетку из внешней среды?», «Какие „механизмы“ обеспечивают поступление веществ в клетку?», «Какими путями вещества проникают в клетку через клеточную мембрану?».

В аппарате Гольджи различают два полюса. Один расположен ближе к эндоплазматической сети, другой – к цитоплазматической мембране. Как такое положение связано с функциями органоида? Для каких клеток это может быть наиболее характерно?

Элементы ответа

  1. Аппарат Гольджи накапливает вещества, синтезируемые на эндоплазматической сети.
  2. В мембранных пузырьках синтезированные вещества направляются к цитоплазматической мембране и удаляются из клетки.
  3. Аппарат Гольджи лучше всего развит в клетках эндокринных желез и желез внешней секреции, а также в синапсах.

Ответ выпускника

  1. Аппарат Гольджи переносит от ЭПС к цитоплазматической мембране синтезируемые на ЭПС вещества. 2. Эти вещества удаляются из клетки через плазматическую мембрану и идут к местам своей активности. 3. Больше всего этого органоида в клетках эпителиальной ткани.

Комментарий. Оценки экспертов – 2 и 3 балла. В третьем пункте нет точного ответа на вопрос. Тем не менее, сам вопрос поставлен так, что допускает данный ответ, который не содержит биологических ошибок и соответствует смыслу вопроса. Если бы спрашивалось «Для каких структур или органов. », тогда ответ мог быть не засчитан.

Как строение цитоплазматической мембраны связано с выполняемыми ею функциями?

Элементы ответа

  1. Двойной слой липидов мембраны обеспечивает избирательное проникновение веществ в клетку.
  2. Встроенные белки выполняют транспортную, строительную, сигнальную функции.
  3. Углеводы гликокаликса выполняют сигнальную и строительную функции.
  4. Пластичность мембраны обеспечивает функции фаго- и пиноцитоза.

Ответ выпускника № 1

  1. Мембрана состоит из липидов и белков. 2. Через мембрану проникают вещества в клетку и удаляются из нее. 3. Строение мембраны позволяет ей выполнять много функций.

Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов.

Ответ выпускника № 2

  1. Мембрана обладает избирательной проницаемостью благодаря бислою липидов и обеспечивает активный транспорт благодаря транспортным белкам. 2. Мембрана клеток у животных способна изменять форму. 3. Это свойство обеспечивает возможность фагоцитоза и пиноцитоза.

Комментарий. Оценка экспертов – 2 или 3 балла. Ответ содержит основные пункты эталона.

Тема: Метаболизм — энергетический и пластический обмен веществ, фотосинтез

Чем отличаются реакции ассимиляции от реакций диссимиляции в процессе обмена веществ?

Элементы ответа

  1. При реакциях ассимиляции образуются вещества более сложные, чем вступившие в реакцию.
  2. Реакции ассимиляции протекают с затратой энергии.
  3. При реакциях диссимиляции происходит образование более простых веществ.
  4. Реакции диссимиляции идут с выделением энергии.

Ответ выпускника

  1. При ассимиляции образуются новые органические вещества особи, а при диссимиляции они разрушаются с образованием более простых веществ. 2. Первый процесс идет с поглощением энергии, а второй – с выделением энергии. 3. Таким образом, эти два процесса противоположны по своим результатам.

Комментарий. Оценка экспертов – 3 балла. Ответ полностью соответствует смыслу вопроса, это один из возможных вариантов ответа.

Как вы понимаете фразу: Код ДНК однозначен, триплетен, вырожден?

Элементы ответа

  1. Код «триплетен» означает то, что каждая из аминокислот кодируется тремя нуклеотидами.
  2. Код «однозначен» означает, что один кодон соответствует определенной аминокислоте.
  3. Код «вырожден» означает, что одна аминокислота может кодироваться несколькими кодонами.

Ответ выпускника

  1. Код триплетен — означает, что код состоит из трех кодонов. 2. Код однозначен — означает, что три нуклеотида кодируют последовательность аминокислот в белке. 3. Код вырожден — значит, что не все триплеты кодируют аминокислоты и их последовательность в белке.

Комментарий. Оценка экспертов – 0 баллов. Все ответы содержат биологические ошибки. Третий вариант не относится к понятию «вырожденность».

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

(1)Клетки зеленых растений, используя энергию солнечного света, способны синтезировать органические вещества. (2)Исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и азот атмосферы. (3)Процесс фотосинтеза как в прокариотических, так и в эукариотических клетках происходит в хлоропластах. (4)В световой стадии фотосинтеза происходит синтез АТФ и разложение воды — фотолиз. (5)В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и кислород. (6)Энергия АТФ, запасенная в световой стадии, расходуется на синтез углеводов.

Элементы ответа

  1. Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5.
  2. 2 — Атмосферный азот не участвует в процессах фотосинтеза. Участвуют углекислый газ и вода.
  3. 3 — Только цианобактерии способны к фотосинтезу, остальные прокариоты к нему не способны. (или: У фотосинтезирующих цианобактерий в клетках отсутствуют хлоропласты. Остальные прокариоты не фотосинтезируют).
  4. 5 — В темновой фазе фотосинтеза кислород не выделяется.

Ответ выпускника № 1

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5. 2 — В фотосинтезе азот не участвует, а участвуют вода и углекислый газ. 3 — Прокариоты к фотосинтезу не способны. 5 — В темновой стадии фотосинтеза образуются глюкоза и АТФ.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Ответы к предложениям 2 и 3 не содержат исправление ошибок. Ответ к пятому предложению ошибочен.

Ответ выпускника № 2

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 5. 2 — Вторым исходным веществом является вода, а не азот. 3 — Не все прокариоты способны к фотосинтезу. 5 — Кислород образуется в световой стадии.

Комментарий. Оценка – 2 балла. Не все требования к исправлению ошибок соблюдены.

Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: АЛА — ПРО — ЛЕЙ. Определите, пользуясь таблицей генетического кода, кодоны иРНК и триплеты ДНК, которые кодируют эти аминокислоты. Какое свойство генетического кода иллюстрирует это задание?

Элементы ответа

  1. Аминокислота АЛА кодируется следующими триплетами иРНК: ГЦУ, ГЦЦ, ГЦА, ГЦГ. Следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты ЦГА , ЦГГ, ЦГУ, ЦГЦ.
  2. Аминокислота ПРО кодируется следующими триплетами иРНК: ЦЦУ, ЦЦЦ, ЦЦА, ЦЦГ. Следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты ГГА, ГГГ, ГГТ, ГГЦ.
  3. Аминокислота ЛЕЙ кодируется триплетами и-РНК: УУА, УУГ, ЦУЦ, ЦУА, ЦУГ, ЦУУ. Следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты: ААТ, ААЦ, ГАГ, ГАТ, ГАЦ, ГАА.
  4. Задание иллюстрирует такое свойство генетического кода как вырожденность.

Ответ выпускника

  1. Пользуясь таблицей генетического кода иРНК, я определил, что аминокислота АЛА кодируется следующими триплетами иРНК: ГЦУ, ГЦЦ, ГЦА, ГЦГ. 2. Аминокислота ПРО кодируется следующими триплетами иРНК: ЦЦУ, ЦЦЦ, ЦЦА, ЦЦГ. 3. Аминокислота ЛЕЙ кодируется триплетами УУА, УУГ, ЦУЦ, ЦУА, ЦУГ, ЦУУ. Следовательно, код вырожден.

Комментарий. Оценка экспертов – 2 балла. Эксперты снизили оценку на 1 балл, так как выпускник не написал цепей ДНК, кодирующих информацию. Ошибка в трех пунктах одинаковая.

Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ТТТАГЦТГТЦГГААГ. В результате произошедшей мутации в третьем триплете третий нуклеотид заменен на нуклеотид А. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК по исходному фрагменту цепи ДНК и измененному. Что произойдет с фрагментом полипептида и его свойствами после возникшей мутации ДНК? Дайте объяснение, используя свои знания о свойствах генетического кода.

Элементы ответа

  1. Последовательность нуклеотидов на и-РНК определяется по исходному фрагменту цепи ДНК — АААУЦГАЦАГЦЦУУЦ по принципу комплементарности.
  2. Последовательность на и-РНК определяется по измененному фрагменту цепи ДНК — АААУЦГАЦУГЦЦУУЦ.
  3. Фрагмент полипептида и его свойства не изменяются, так как триплеты АЦА и АЦУ кодируют одну аминокислоту ТРЕ — следовательно, генетический код вырожден (избыточен).

Ответ выпускника

  1. Последовательность на и-РНК по исходному фрагменту цепи ДНК – АААУЦГАЦАГЦЦУУЦ. 2. Последовательность на и-РНК по измененному фрагменту цепи ДНК АААУЦГАЦУГЦЦУУЦ. 3. фрагмент полипептида и его свойства не изменяются.

Комментарий. Оценка экспертов – 1 балл. Ответ верный, но без объяснений. Нужно полностью выполнять требования заданий!

Тема: Хромосомы, их число, форма и размеры, видовое постоянство. Митоз, мейоз. Их сходство и отличие, значение. Развитие половых клеток у растений и животных

У шимпанзе в соматических клетках 48 хромосом. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и в профазе мейоза II. Объясните ответ в каждом случае.

Элементы ответа

  1. Перед началом мейоза набор хромосом и ДНК равен 2n4c, в конце интерфазы произошло удвоение ДНК, хромосомы стали двухроматидными, 48 хромосом и 96 молекул ДНК.
  2. В анафазе мейоза I число хромосом и ДНК в клетке не изменяется и равно 2n4c.
  3. В профазу мейоза II вступают гаплоидные клетки, имеющие набор из двухроматидных хромосом с набором n2c, 24 хромосомы и 48 молекул ДНК.

Ответ выпускника

  1. Перед мейозом набор 2n4c. 2. В анафазе мейоза I число хромосом гаплоидное n2c. 3. В профазе II число хромосом равно 24, число молекул ДНК — 48.

Комментарий. Оценки экспертов 0 и 1 балл. Задание требует объяснения каждого пункта ответа. Ответы неполные, хотя биологическая ошибка содержится только во втором пункте.

У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников в интерфазе перед началом деления и после деления мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.

Элементы ответа

  1. В интерфазе перед началом деления число молекул ДНК — 120, число хромосом — 60, после мейоза I число хромосом — 30, ДНК — 60.
  2. Перед началом деления молекулы ДНК удваиваются, их число увеличивается, а число хромосом не изменяется — 60, каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид.
  3. Мейоз I — редукционное деление, поэтому число хромосом и молекул ДНК уменьшается в 2 раза.

Ответ выпускника

  1. Перед мейозом I число молекул ДНК удваивается, а число хромосом остается прежним. 2. После первого деления мейоза число хромосом и молекул ДНК становится 30 и 60 соответственно. 3. В результате мейоза I образуются гаплоидные клетки с формулой n2c.

Комментарий. Оценка экспертов – 2 и 3 балла. Ответ верный и представляет собой один из возможных вариантов.

Решение задач по генетике

Задача 1. У дрозофил цвет глаз определяется геном, находящимся в Х-хромосоме (красный цвет доминирует над белым). Ген, отвечающий за форму крыльев находится в аутосоме (нормальная форма крыльев доминирует над укороченной). Самку с белыми глазами и укороченными крыльями скрестили с красноглазым самцом с нормальными крыльями, гомозиготным по этому признаку. Затем провели обратное скрещивание: дигомозиготную (по обоим признакам) самку с красными глазами и нормальными крыльями скрестили с белоглазым самцом с укороченными крыльями. Составьте схему скрещивания, укажите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Объясните полученное расщепление.

Комментарий. При решении таких задач необходим тщательный анализ условий. В данном случае выпускник может не обратить внимание на положение «сцепление гена окраски глаз», неверно записать генотип самца. Это особенно сложно при иной формулировке задания.

Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки

Теоретический материал и тест по теме “Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки”
Химическая организация клети.Неорганические вещества клетки

В состав клетки входит около 70 элементов Периодической системы элементов Д.И.Менделеева, а 24 из них присутствуют во всех типах клеток. Все присутствующие в клетке элементы делятся, в зависимости от их содержания в клетке, на группы:  макроэлементы – Н, О, N, C, Mg, Na, Ca, Fe, K, P, Cl, S (количество составляет до 0, 001% от массы тела)  микроэлементы – B, Ni, Cu, Co, Zn, Mo,I, F, Mn, Br (количество составляет от 0,001% до 0,000001%)

 ультрамикроэлементы – U, Ra, Au, Pb, Hg, Se, Be,Cs,Ag ( количество не превышает 0,000001%)

Согласно другой классификации:

Органогены Макроэлементы Микроэлементы Кислород 65-75 Углерод 15-18 Водород 8-10 Азот 1-3 Магний 0,02-0,03 Натрий 0,02-0,03 Кальций 0,04-2,00 Железо 0,01-0,02 Калий 0,15-0,40 Сера 0,15 -0,20 Фосфор 0,20 – 1,00 Хлор 0,05 – 0,10 Цинк 0,0003 Медь 0,0002 Йод 0,0001 Фтор 0,0001 Марганец 0,01- 0,000001 Бор 0,01-0,000001 Молибден (следовые концентрации)

Кобальт (следовые концентрации)

В состав клетки входят молекулы органических и неорганических веществ. Макроэлементы (по 0,1%-0,01%, кроме главных) • O, C,H, N (98%) – главные (органогенные) макроэлементы, входят в состав органических веществ – белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот. • О, Н – входят в состав воды • Р – входит в состав нуклеиновых кислот, АТФ, фосфолипидов, костной ткани. • Na, K – поддерживают осмотическое давление, создают электрический заряд на мембране. • K, Na, Cl- обеспечивают проницаемость клеточных мембран для различных веществ, участвуют в формировании нервного импульса и его проведении по нервному волокну. • S – входит в состав серосодержащих аминокислот (цистина, цистеина, метионина), участвует в формировании третичной структуры белка (образование дисульфидных мостиков). • Cl – поддерживает осмотическое давление, входит в состав желудочного сока, окислитель в лизосомах. • Ca– входит в состав костей и зубов, нужен для сокращения мышц и свертывания крови, является посредником в механизме действия гормонов. • Р и Ca – участвуют в формировании межклеточного вещества костной ткани, определяя прочность кости.

• Mg –у растений включен в хлорофилл – пигмент, обусловливающий фотосинтез, а у животных входит в состав биологических катализаторов – ферментов, участвующих в биохимических превращениях.

Химическая организация клети.Неорганические вещества клетки

В состав клетки входит около 70 элементов Периодической системы элементов Д.И.Менделеева, а 24 из них присутствуют во всех типах клеток. Все присутствующие в клетке элементы делятся, в зависимости от их содержания в клетке, на группы:

макроэлементы – Н, О, N , C , Mg , Na , Ca , Fe , K , P , Cl , S (количество составляет до 0, 001% от массы тела)

микроэлементы – B , Ni , Cu , Co , Zn , Mo , I , F , Mn , Br (количество составляет от 0,001% до 0,000001%)

ультрамикроэлементы – U , Ra , Au , Pb , Hg , Se , Be , Cs , Ag ( количество не превышает 0,000001%)

Согласно другой классификации:

Фосфор 0,20 – 1,00

Марганец 0,01- 0,000001

Молибден (следовые концентрации)

Кобальт (следовые концентрации)

В состав клетки входят молекулы органических и неорганических веществ.

Макроэлементы (по 0,1%-0,01%, кроме главных)

O, C,H, N (98%) – главные (органогенные) макроэлементы, входят в состав органических веществ – белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот.

О, Н – входят в состав воды

Р – входит в состав нуклеиновых кислот, АТФ, фосфолипидов, костной ткани.

Na, K – поддерживают осмотическое давление, создают электрический заряд на мембране.

K, Na, Cl- обеспечивают проницаемость клеточных мембран для различных веществ, участвуют в формировании нервного импульса и его проведении по нервному волокну.

S – входит в состав серосодержащих аминокислот (цистина, цистеина, метионина), участвует в формировании третичной структуры белка (образование дисульфидных мостиков).

Cl – поддерживает осмотическое давление, входит в состав желудочного сока, окислитель в лизосомах.

Ca– входит в состав костей и зубов, нужен для сокращения мышц и свертывания крови, является посредником в механизме действия гормонов.

Р и Ca – участвуют в формировании межклеточного вещества костной ткани, определяя прочность кости.

Mg –у растений включен в хлорофилл – пигмент, обусловливающий фотосинтез, а у животных входит в состав биологических катализаторов – ферментов, участвующих в биохимических превращениях.

Fe – входит в состав гемоглобина (железосодержащий белок, находится в красных кровяных клетках крови – эритроцитах и переносит кислород к тканям) и миоглобина (находится в мышцах, накапливает кислород) и цитохромов (железосодержащий белок митохондрий).

Микроэлементы (от 0,001% до 0,000001%)), например:

Zn – входит в состав гормона поджелудочной железы – инсулина, который участвует в регуляции обмена углеводов.

I – входит в состав гормона щитовидной железы – тироксина, регулирующего интенсивность обмена веществ всего организма в целом и его рост в процессе развития.

F – входит в состав зубной эмали.

Роль микроэлементов в основном заключается в том, что они входят в состав различных ферментов

В чем выражаются уникальные свойства углерода и какова его биологическая роль?

Углерод, имея уникальные химические свойства, фундаментальные для жизни, составляет ее химическую основу.

1.Благодаря малому размеру и наличию на внешней оболочке четырех электронов, атом углерода может образовать четыре прочные ковалентные связи с другими атомами.

2. Наиболее важное значение имеет способность атомов углерода соединяться друг с другом, образуя цепи, кольца и в конечном итоге скелет больших и сложных органических молекул.

3. К тому же углерод легко образует ковалентные связи с другими биогенными элементами (обычно с Н, N , P , O , S ), образуя цепочки, кольца, составляющие скелет различных по химическому составу, строению, длине и форме органических молекул. Из них образуются сложные химические соединения, различающиеся по строению и функциям.

4. Именно этим объясняется существование астрономического числа разнообразных органических соединений, обеспечивающих существование живых организмов во всех их проявлениях. Основная причина разнообразия органических молекул – не столько отличия составляющих их атомов, сколько разнообразие порядка их связи друг с другом. Благодаря прочности ковалентных связей существуют гигантские органические молекулы – белки, полисахариды, нуклеиновые кислоты, многообразие которых почти бесконечно. Они составляют более 97 % от сухого вещества клетки.

Сравнение элементарного и химического состава
живой и неживой природы

Есть только в живых организмах, в неживой природе отсутствуют:

элементы – нет таких

вещества – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Больше всего в живых организмах:

элементов – O, C, H, N,

Неорганические соединения клеткивода и минеральные вещества.

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки

Вода – главный компонент всех клеток живых организмов, составляющий до 85 % их массы. В количественном отношении первое место среди химических соединений любой клетки занимает вода. Ее содержание колеблется в зависимости от вида организма, условий его местообитания, типа клеток и их функционального состояния. Так, в клетках костной ткани содержится не более 20 % воды, жировой ткани – около 40%, в мышечных клетках – 76 %, а в клетках развивающегося зародыша – более 90%. С возрастом количество воды в клетках любого организма заметно снижается. Отсюда следует, что чем выше функциональная активность клеток и организма в целом, тем больше содержание в них воды, и наоборот.Или, чем выше интенсивность обмена веществ в той или иной клетке, тем больше в ней содержится воды.

В каком виде вода может находиться в клетках?

Вода может находиться в клетке в различных формах. Гидратационная вода – вода, связанная с белками и ионами, обеспечивающая набухание коллоидов. Это жизненно необходимая вода. Обменная вода заключена между молекулами белка, мембранами, волокнами, является растворителем веществ. Свободная вода свободной ( 95% всей воды клетки) находится в межклеточном пространстве, сосудах, вакуолях, полостях органов. Служит для транспорта веществ из окружающей среды в клетку и наоборот. Первые две формы называют связанной водой ( 4-5%) , так как она не вытекает из клеток при их рассекании, свободная же вода при этом вытекает.

Вода выполняет различные функции: сохранение объема, упругости клетки , растворение различных веществ. Кроме того, в живых системах большая часть химических реакций протекает в водных растворах.

Уникальные свойства воды определяются структурой ее молекулы.

Молекула воды имеет угловую форму: атомы водорода по отношению к кислороду образуют угол, равный примерно 105 0 . Поэтому молекула воды – диполь: та часть молекулы, где находится водород, заряжена положительно, а часть, где находится кислород – отрицательно.

Характерное расположение электронов в молекуле воды придает ей электрическую асимметрию. Более электроотрицательный атом кислорода притягивает электроны атомов водорода сильнее, в результате общие пары электронов смещены в молекуле воды в его сторону.

Поэтому, хотя молекула воды в целом не заряжена, каждый из двух атомов водорода обладает частично положительным зарядом (обозначаемым δ + ), а атом кислорода несет частично отрицательный заряд (δ – ). Молекула воды поляризована и является диполем (имеет два полюса) (рис. 6).

Атомы в молекуле воды удерживаются ковалентными связями. (рис. 6).

Водородные связи между молекулами воды. Частично отрицательный заряд атома кислорода одной молекулы воды притягивается частично положительными атомами водорода других молекул. Таким образом, каждая молекула воды стремится связаться водородной связью с четырьмя соседними молекулами воды (рис. 7).

Водородные связи между молекулами воды

Вода обладает рядом свойств, имеющих исключительно важное значение для живыорганизмов.

Роль воды в клетке определяется ее уникальными химическими и физическими свойствами, связанными главным образом с малыми размерами молекул, с полярностью ее молекул и с их способностью образовывать друг с другом водородные связи.

Физические свойства воды:

так как молекулы воды полярны, то вода обладает свойством растворять полярные молекулы других веществ. Вещества, растворимые в воде, называютсягидрофильными. Вещества, нерастворимые в воде называютсягидрофобными.

Вода обладает высокой теплоемкостью. Чтобы разорвать многочисленные водородные связи, имеющиеся между молекулами воды, требуется поглотить большое количество энергии. Вспомните, как долго нагревается до кипения чайник. Это свойство воды обеспечивает поддержание теплового баланса в организме.

Для испарения воды необходима достаточно большая энергия. Температура кипения воды выше, чем у многих других веществ. Это свойство воды предохраняет организм от перегрева.

Вода может находиться в трех агрегатных состояниях – жидком, твердом и газообразном.

Вода обладает высокой теплопроводностью

Водородные связи обуславливают вязкость воды и сцепление ее молекул с молекулами других веществ. Благодаря силам сцепления молекул на поверхности воды создается пленка, обладающая такой характеристикой, как поверхностное натяжение.

При охлаждении движение молекул воды замедляется. Количество водородных связей между молекулами становится максимальным. Наибольшей плотности вода достигает при 4 Сº. При замерзании вода расширяется (необходимо место для образования водородных связей) и ее плотность уменьшается. Поэтому лед плавает.

Вода как компонент биологических систем выполняет следующие важнейшие функции:

1.Вода является хорошим растворителем. Благодаря полярности молекул и способности образовывать водородные связи вода легко растворяет ионные соединения (соли, кислоты, основания). Хорошо растворяются в воде и некоторые неионные, но полярные соединения, т. е. в молекуле которых присутствуют заряженные (полярные) группы, например сахара, простые спирты, аминокислоты. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются гидрофильными (от греч. hygros— влажный и philia — дружба, склонность). Когда вещество переходит в раствор, его молекулы или ионы могут двигаться более свободно и, следовательно, реакционная способность вещества возрастает. Это объясняет, почему вода является основной средой, в которой протекает большинство химических реакций, а все реакции гидролиза и многочисленные окислительно-восстановительные реакции идут при непосредственном участии воды.

Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называются гидрофобными (от греч.phobos — страх). К ним относятся жиры, нуклеиновые кислоты , некоторые белки. Такие вещества могут образовывать с водой поверхности раздела, на которых протекают многие химические реакции. Кроме того, гидрофобные молекулы или их части отталкиваются водой, а в ее присутствии притягиваются друг к другу. Такие взаимодействия играют важную роль в обеспечении стабильности мембран, а также многих белковых молекул, нуклеиновых кислот и ряда субклеточных структур. Следовательно, тот факт, что вода не растворяет неполярные вещества, для живых организмов также очень важен. К числу важных в физиологическом отношении свойств воды относится ее способность растворять газы (О2, С и др.).

2.Вода обладает высокой теплоемкостью, т. е. способностью поглощать тепловую энергию при минимальном повышении собственной температуры. Чтобы разорвать многочисленные водородные связи, имеющиеся между молекулами воды, требуется поглотить большое количество энергии. Вспомните, как долго нагревается до кипения чайник. Это свойство воды обеспечивает поддержание теплового баланса в организме при значительных перепадах температуры в окружающей среде. Большая теплоемкость воды защищает ткани организма от быстрого и сильного повышения температуры.

3.Вода обладает также высокой теплопроводностью, обеспечивая равномерное распределение тепла по всему организму. Следовательно, высокая удельная теплоемкость и высокая теплопроводность делают воду идеальной жидкостью для поддержания теплового равновесия клетки и организма

4. Вода обладает высокой теплотой парообразования, т.е. способностью молекул уносить с собой значительное количество тепла при одновременном охлаждении организма. Благодаря этому свойству воды, проявляющемуся при потоотделении у млекопитающих, тепловой одышке у крокодилов, собак и других животных, транспирации у растений, предотвращается их перегрев.

5.Вода практически не сжимается, создавая тургорное давление, определяя объем и упругость клеток и тканей. Так, именно гидростатический скелет поддерживает форму у круглых, кольчатых червей, медуз, иглокожих и других организмов.

6.Вода характеризуется оптимальным для биологических систем значением силы поверхностного натяжения, которое возникает благодаря образованию водородных связей между молекулами воды и молекулами других веществ. Это свойство имеет очень важное значение для адсорбционных процессов, для передвижения растворов по тканям (кровообращение, восходящий и нисходящий токи в растениях). Многим мелким организмам поверхностное натяжение позволяет удерживаться на воде или скользить по ее поверхности.

7. Вода обеспечивает передвижение веществв клетке и организме, поглощение веществ и выведение продуктов метаболизма.

8.Вода — составная часть смазывающих жидкостей (синовиальной — в суставах позвоночных, плевральной — в плевральной полости, перикардиальной — в околосердечной сумке) и слизей (облегчают передвижение веществ по кишечнику, создают влажную среду на слизистых оболочках дыхательных путей). Она входит в состав слюны, желчи, слез, спермы и др.

Образование кристаллов льда в клетках может приводить к их повреждению и гибели. Известно, что растворы разных веществ замерзают при более низкой температуре, чем чистая вода. Поэтому некоторые организмы накапливают в своих тканях вещества, предотвращающие замерзание и образование кристаллов льда. Так, лягушки способны оживать после вмерзания в лед. Это обеспечивается повышенным содержанием в их клетках глюкозы и некоторых других веществ.

За годы становления республики сельское хозяйство пережило сложный процесс переходного периода, и нельзя сказать об успехе земельной реформы. Начиная с 2007 года стали проявляться предпосылки угрозы продовольственной безопасности Кыргызской Республики.

Мелкотоварное земледелие ведет к разрушению плодородия почв из-за несоблюдения агротехнических мероприятий. 84 % хозяйств республики располагают площадью пашни менее 1 гектара. При таких размерах землевладений и отдельном хозяйствовании на них весьма проблематичны ведение севооборота, организация противоэрозийных работ, которые способствуют сохранению и улучшению плодородия пахотных земель. Из 10,6 миллионов гектаров земель сельскохозяйственного назначения (пашня и пастбища) 60 % подвержены водной и ветровой эрозии. Плодородие пахотных земель снижается с каждым годом.

Условия орошения в регионах республики (Жайыльский, Панфиловский, Сокулукский, Московский, часть Иссык-Атинского и Чуйского районов Чуйской области) из года в год ухудшается. Здесь увеличиваются площади заболоченных земель, которых в республике насчитывается более 10 тысяч га, неблагополучных в мелиоративном отношении земель около 90 тысяч га или 8,4 % от площади орошаемых земель. Основными причинами ухудшения ирригации орошаемых земель являются недостаточная естественная дренированность территории, изначальное отсутствие или разрушение коллекторно-дренажной сети, большие потери поливной воды при фильтрации в оросительных каналах, ненормированный режим орошения, что обусловило повышение уровня грунтовых вод и развитие процессов вторичного засоления. Необходимо повсеместное внедрение системы капельного орошения, строительство и восстановление коллекторно-дренажных сетей, а также осуществление закладки полезащитных лесных полос.

Единственным выходом из сложившегося положения нами видится изменение структуры сельхозпроизводства путем возделывания на этих неблагополучных землях солеустойчивых многоплановых культур (кормовых, лекарственных, масличных, эфирно-масличных, технических и т.д.), которые могут быть основой создания перерабатывающей промышленности республики, отходы которых будут способствовать и развитию животноводства. Также немаловажную роль играет посадка древесно-кустарниковых растений для понижения уровня грунтовых вод и др.

С весны 2010 года нами в условиях экспериментальной базы «Джаны-Джер» Инновационного центра фитотехнологий НАН КР начаты работы по интродукции 6 сортов топинамбура для выращивания их в заболоченных, т.е. маргинальных землях, клубни которых получены из регионов России: Ленинградского СХИ (сорт Ленинградский), Читинской области (сорта Интерес, Находка, Бланк, Француз фиолетовый), Сорт Салатный из Воронежского Агроуниверситета, c целью выявления его ценных качеств, путем изучения его биоэкологических и физиологических характеристик, с последующим отбором сортов различного направления использования.

Методы

За годы исследований водный баланс исследовался в дневной (с 10 до 16 ч), сезонной (с мая по октябрь) и по годичной динамике в 4–5 кратной повторности. Для реализации поставленных задач нами были использованы различные методы исследований, широко апробированные в полевых условиях.

Интенсивность транспирации (ИТ) определялась методом быстрого взвешивания Л. А. Иванова [2] на торсионных весах ВТ-1000 и вычислялось в граммах на 1 г сырого веса в 1 час.

Содержание воды в листьях (побегах) и корневых системах растений находили по общепринятой гравиметрической методике по разности между начальным весом свежих образцов и весом их после сушки в термостате до абсолютно сухого состояния, при температуре 105–107 °С. Расчет содержания воды сделан на сырую массу побегов и корней.

При изучении водоудерживающей способности применяли методику А. А. Ничипоровича [3]. Навески побегов предварительно насыщали водой во влажной камере. Полностью насыщенные побеги подсушивались в лаборатории при температуре 18–20 и относительной влажности воздуха 60–65 %. В эксперименте пробы взвешивались через каждые 20 мин, экспозиция в конце опыта составляла 180 мин и более. Потеря влаги на разных этапах завядания каждый раз рассчитывалась по отношению к первоначальным значениям полностью насыщенных побегов, которые были приняты за 1.

С помощью метода И. Чатского [4] сделаны измерения реального водного дефицита (РВД), возникающего в листьях растений в результате дисбаланса между поступлением и расходованием воды. Для определения использованы камеры, размещенные в полиуретане, где отобранные пробы растений насыщались в течение трех часов. Расчеты величины РВД сделаны по формуле, предложенной Штоккером О. [5].

Результаты и обсуждения

1. Интенсивность транспирации (ИТ) топинамбура. Наши исследования показали, что сорт Интерес по своей биологической продуктивности и питательным качествам клубней превосходит все другие сорта. По одному из важных показателей водного режима растений – по интенсивности транспирации (ИТ), изученные сорта также отличаются. В начале вегетации, когда температура воздуха относительно низкая, при высокой влажности верхних слоев почвы, ИТ имеет пределы от 0,8 до 2,0 г/г. сырого веса час. Затем в летние жаркие месяцы ИТ достигает своего максимума: 3,8-4,4 г/г.час. Дневной ход ИТ имеет одно- и двухвершинную кривую, с максимумами в 11–12 и 14–15 часов дня. К концу сезона вегетации ИТ снижается на 20–30 %, что в первую очередь связано со старением листьев (Рис. 1).

Рис. 1. Дневной ход интенсивности транспирации различных сортов топинамбура в Джанги-Джере, г/г. час, июль месяц, 2013 г.

Как видно из рис. 1, сорта топинамбура отличались по интенсивности дневной транспирации – высокую транспирацию имел сорт Бланк, а низкие значения этого показателя присуще сорту Интерес. Остальные сорта имели показатели близкие по значению. По сравнению с другими культурами топинамбур испаряет довольно большое количество воды через листья, что является хорошим показателем для биодренажа грунтовых вод.

2. Содержание воды. Топинамбур довольно много воды содержит в своих фотосинтезирующих органах. Так, содержание воды в листьях сорта Ленинградский колебались от 69 до 73,6 % (Рис. 2). У остальных сортов в листьях содержится от 67 до 72 % воды. Максимальное содержание обычно наблюдалось в утренние часы, затем к полудню немного снижается, затем к вечерним часам увеличивается, но при этом часто не достигает утренних величин. Более узкие диапазоны колебания содержание влаги у сорта Интерес объясняется, по-видимому, более интенсивным ростом листьев данного сорта по сравнению с другими сортами. В течение сезона вегетации максимальное содержание наблюдается в мае и июне месяце, затем к осени в связи со старением листьев влаги становится меньше.

Водоудерживающая способность листьев почти у всех изученных сортов повышается к летним месяцам и достигает до 20–25 % после трех часового экспонирования срезанных листьев в лабораторных условиях. Водный дефицит в листьях также варьировал в зависимости от вегетации, климатических условий и сортов. Максимумы отмечены в полуденные часы в фазе активного роста и развития, достигающие до 30 %. Вероятно, для топинамбура характерна быстрая реакция на изменяющиеся условия внешней среды, путем перестройки внутренних механизмов физиологической реакции.

Рис. 2. Содержание воды, в листьях топинамбура, в % от сырого веса, июль месяц 2013 г.

Биометрические исследования интродуцированных сортов топинамбура показали, что высота растений между сортами к концу сезона вегетации резко отличались (таблица).

Максимальная высота стеблей топинамбура к концу сезона вегетации

Какие из перечисленных химических связей разрушаются при транспирации воды? 1) полярные 3) водородные 2) гидрофобные 4) ковалентные.

1 Часть 1 Ответом к заданиям 1 25 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы Одним из принципов организации любой биологической системы является её 1) изолированность от других систем 2) открытость для веществ, энергии и информации 3) простота организации 4) невысокая упорядоченность Какие из перечисленных химических связей разрушаются при транспирации воды? 1) полярные 3) водородные 2) гидрофобные 4) ковалентные В виде какого соединения аккумулируется солнечная энергия в световой стадии фотосинтеза? 1) АТФ 2) АДФ 3) белки 4) ДНК Какая фаза деления клетки показана на рисунке? 1) цитокинез 3) метафаза митоза 2) телофаза мейоза 4) анафаза митоза

2 5 Образование двухслойного зародыша происходит на стадии 1) гаструлы 2) бластулы 3) морулы 4) нейрулы 6 Фенотип это 1) гаплоидный набор хромосом 2) совокупность всех внешних и внутренних признаков организма 3) набор генов организма 4) разнообразие белков организма 7 8 Какие группы крови могут быть у детей, мать которых имеет первую группу, а отец четвёртую? 1) II, III 2) I, IV 3) I, II, III 4) I, II, III, IV Полиплоидные формы растений специально создают для 1) получения однополых форм 2) получения гетерозисных форм 3) получения отдалённых гибридов 4) преодоления бесплодия гибридов 9 К какому царству организмов относится пеницилл? 1) бактерии 2) грибы 3) растения 4) животные 10 Если у растения мочковатая корневая система, то к какой систематической группе оно, скорее всего, относится? 1) голосеменные 3) однодольные 2) двудольные 4) мохообразные

3 11 Гаметофит мха кукушкин лён представлен 1) листостебельным растением 3) заростком 2) коробочкой со спорами 4) зиготой 12 Какой цифрой обозначена порошица у инфузориитуфельки? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 13 Рычажные пятипалые конечности впервые возникли у 1) рыб 3) рептилий 2) земноводных 4) млекопитающих

4 14 Функция нефрона это 1) выделение секретов 2) выделение гормонов 3) выведение шлаков наружу 4) фильтрация плазмы крови и образование мочи 15 В чём заключается связь кровеносной и пищеварительной систем органов? 1) в транспорте питательных веществ и токсинов 2) в фильтрации органических соединений 3) в выведении продуктов пищеварения из организма 4) в сходном химическом составе крови и пищеварительных соков 16 Йодсодержащий гормон выделяется 1) надпочечниками 3) щитовидной железой 2) поджелудочной железой 4) гипофизом 17 Центры ориентировочных рефлексов зрения и слуха расположены 1) в продолговатом мозге 3) в зрительной зоне коры мозга 2) в мосте 4) в среднем мозге 18 Первым действием при открытом переломе голени является 1) накладывание шины 2) наложение марлевой повязки 3) остановка кровотечения 4) доставка больного в травматологический пункт

5 19 Какой из перечисленных организмов находится на пути биологического прогресса? 1) пятнистый олень 3) воробей 2) уссурийский тигр 4) коала 20 Какой из перечисленных факторов эволюции усиливает действие остальных? 1) мутационная изменчивость 2) комбинативная изменчивость 3) популяционные волны 4) изоляция 21 Одним из основных авторов учения о направлениях эволюции (СТЭ) был 1) Н.И. Вавилов 3) С.Г. Навашин 2) А.Н. Северцев 4) К.А. Тимирязев 22 Редуцентами в биогеоценозе леса являются 1) кроты 3) грибы 2) муравьи 4) личинки жуков 23 Какая из указанных пищевых цепей относится к детритной? 1) фитопланктон рачки рыбы бактерии 2) ландыш бражник дрозд ястреб 3) листовой опад дождевой червь крот бактерии 4) сено овца человек

6 24 Образование нефти, каменного угля, торфа связано с функцией биосферы 1) газовой 2) окислительно-восстановительной 3) транспортной 4) концентрационной 25 Верны ли следующие суждения о свойствах химических соединений? А. Все нуклеиновые кислоты хранят и передают наследственную информацию. Б. ДНК участвует в процессе трансляции, взаимодействуя с транспортной РНК на рибосомах. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответом к заданиям этой части является последовательность цифр. В заданиях выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 26 Выберите три функции, характерные только для белков. 1) энергетическая 2) каталитическая 3) двигательная 4) транспортная 5) структурная 6) запасающая

7 27 Выберите три реакции, происходящие в ходе энергетического обмена у человека. 1) расщепление глюкозы до двух молекул пировиноградной кислоты 2) образование кислорода из воды 3) синтез 38 молекул АТФ 4) образование углекислого газа и воды в клетках 5) восстановление углекислого газа до глюкозы 6) биосинтез белков из аминокислот 28 Близкородственные, но не скрещивающиеся между собой виды птиц будут отличаться, скорее всего, по 1) песням самцов и брачным ритуалам 2) размерам и массе тела 3) видам корма и местам гнездования 4) окраске самок 5) количеству и форме хромосом 6) плодовитости При выполнении заданий к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 29 Установите соответствие между функцией органа пищеварительной системы и органом, осуществляющим данную функцию. ФУНКЦИЯ ОРГАНА А) вырабатывает желчь Б) вырабатывает панкреатический сок В) запасает гликоген Г) секретирует инсулин Д) обезвреживает токсины Е) выделяет ферменты, расщепляющие белки, липиды, углеводы А Б В Г Д Е ОРГАН 1) печень 2) поджелудочная железа

8 30 Установите соответствие между особенностями строения (признаком) организма и царством, к которому принадлежит данный организм. ПРИЗНАК ОРГАНИЗМА А) клеточная стенка отсутствует Б) запасное вещество гликоген В) гаметы образуются в результате мейоза Г) синтез АТФ идёт за счёт энергии света Д) запасное вещество крахмал Е) центриоли в клетках высших форм отсутствуют ЦАРСТВО 1) Растения 2) Животные А Б В Г Д Е 31 Установите соответствие между признаком рефлекса и его видом. ПРИЗНАК РЕФЛЕКСА А) имеет постоянные рефлекторные дуги Б) вырабатывается в процессе эволюции В) вырабатывается в течение жизни Г) не наследуется Д) рефлекторные дуги временные Е) групповой ВИД РЕФЛЕКСА 1) условный рефлекс 2) безусловный рефлекс А Б В Г Д Е

9 32 Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и функциональными группами. РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП А) выделяют в атмосферу кислород Б) минерализуют органические вещества В) создают органические вещества из неорганических Г) восстанавливают нитраты до свободного азота Д) замыкают круговорот веществ Е) бывают 1-го, 2-го, 3-го порядков ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 1) консументы 2) продуценты 3) редуценты А Б В Г Д Е В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу. 33 Установите правильную последовательность возникновения приспособления организма к окружающей среде. 1) возникновение мутации 2) влияние мутагенных факторов 3) внешнее проявление признака 4) передача мутации потомству 5) сохранение и усиление признака естественным отбором 6) появление приспособления

10 Часть 2 Для записи ответов на задания используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (34, 35 и т. д.), затем полный развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво. 34 Докажите, что посещение школьной столовой сопровождается как условнорефлекторными, так и безусловно-рефлекторными реакциями. 35 Назовите тип и классы животных, изображённых на рисунках. Укажите два основных признака, общих для этих животных

11 36 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. (1) Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает на возможность появления живых существ только от живых родителей. (3) Её приверженцами были Р.Гук, Л. Пастер и ряд других учёных. (4) Креационизм ещё одна гипотеза, утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические вещества и организмы возникли абиогенным путём из неорганического вещества в результате длительной эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад. 37 Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы избежать пищевых отравлений? Приведите четыре аргумента. 38 Чем можно объяснить тот факт, что частота встречаемости наследственных заболеваний в маленьких, обособленных общинах намного выше, чем обычно? 39 Какой хромосомный набор характерен для споры, гаметофита и спорофита мха кукушкин лён? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти стадии развития мха? 40 У дрозофилы доминантные гены, контролирующие серую окраску тела и развитие щетинок, локализованы в одной хромосоме. Рецессивные аллели этих генов, обусловливающие чёрную окраску тела и отсутствие щетинок, находятся в другой, гомологичной хромосоме. Какое по генотипам и фенотипам потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной серой самки, имеющей развитые щетинки, с чёрным самцом, не имеющим щетинок, при условии, что у самки 50 % гамет были кроссоверными?

12 Часть 1 Ответом к заданиям 1 25 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы. 1 Какой уровень организации жизни образуют стада оленей в тундре? 1) организменный 3) популяционно-видовой 2) биосферный 4) биогеоценотический 2 На сокращение скелетных мышц влияют ионы 1) железа 2) натрия 3) магния 4) кальция 3 4 Матрицей для синтеза транспортной РНК служит 1) ДНК 2) и-рнк 3) р-рнк 4) белок Какие хромосомы называются гомологичными? 1) различные по форме 2) различные по набору генов 3) принадлежащие одному виду 4) одинаковые и по форме, и по набору генов 5 Какой процесс размножения наиболее характерен для пресноводных гидр? 1) откладывание икринок 3) почкование 2) партеногенез 4) внутреннее оплодотворение

13 6 При анализирующем скрещивании 1) устанавливается генотип будущего потомства 2) выявляется наличие рецессивного гена у родителя 3) выявляется фенотип будущего потомства 4) отбираются особи с явно выявленными признаками 7 Какова вероятность рождения здоровых мальчиков в семье, где мать здорова, а отец болен гипертрихозом болезнью, обусловленной наличием гена, сцепленного с Y хромосомой? 1) 100 % 2) 50 % 3) 25 % 4) 0 % 8 Белки в массовых количествах получают методом 1) генной инженерии 2) микробиологического синтеза 3) клеточной инженерии 4) искусственного отбора необходимых растений или животных 9 Почвообразователями в новой экосистеме, возникающей на скалах, являются 1) псилофиты и мхи 3) лишайники 2) многолетние травы 4) однолетние травы 10 Если у растения сетчатое жилкование листьев, то к какой систематической группе оно, скорее всего, относится? 1) голосеменные 3) однодольные 2) двудольные 4) мохообразные

14 11 Спорофит папоротника орляка представлен 1) заростком 3) спорангием 2) зиготой 4) листостебельным растением 12 Какой цифрой обозначен светочувствительный глазок эвглены зелёной? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 13 У кого из хордовых животных впервые появилось наружное ухо? 1) у рыб 3) у пресмыкающихся 2) у земноводных 4) у млекопитающих

15 14 Где созревают яйцеклетки человека? 1) в матке 3) в семенниках 2) в яичниках 4) в яйцеводах 15 В чём заключается связь пищеварительной и дыхательной систем органов? 1) в транспорте газов к клеткам и от клеток 2) в выделении общих ферментов 3) в окислении кислородом органических веществ 4) во всасывании питательных веществ Гормон роста выделяется 1) гипофизом 3) надпочечниками 2) щитовидной железой 4) половыми железами Уровень адреналина в крови повышается под воздействием 1) соматической нервной системы 2) симпатической нервной системы 3) парасимпатической нервной системы 4) коры головного мозга 18 При ожоге руки кислотой необходимо место ожога сразу 1) смазать растительным маслом 2) промыть водой и раствором соды 3) наложить стерильную повязку 4) вызвать врача и не прикасаться к больному

16 19 О стремлении организмов к совершенствованию и прогрессу говорил 1) Ч. Дарвин 3) Ж.-Б. Ламарк 2) К. Линней 4) Ж. Кювье 20 Что является единицей эволюции в соответствии с синтетической теорией эволюции? 1) вид 2) особь 3) популяция 4) род 21 Какое из перечисленных эволюционных событий является ароморфозом? 1) защита семян околоплодником 2) развитие хвоста у человека 3) утрата пятипалых конечностей змеями 4) приспособления цветковых растений к опылителям 22 К консументам первого порядка относятся 1) скворцы 3) совы 2) бабочки 4) летучие мыши 23 Какое животное нужно поставить не место вопросительного знака в указанной пищевой цепи? виноград тля? скворец ястреб 1) лисица 3) шмель 2) божья коровка 4) ёж

17 24 Учение о биосфере создал 1) И.П. Павлов 3) А.И. Опарин 2) И.И. Шмальгаузен 4) В.И. Вернадский 25 Верны ли следующие суждения о свойствах химических соединений? А. Белки органические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. Б. Вторичная структура белков определяется последовательностью аминокислот и удерживается пептидными связями. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответом к заданиям этой части является последовательность цифр. В заданиях выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 26 Выберите три процесса, происходящие на молекулярно-генетическом уровне жизни. 1) репликация ДНК 2) образование первичной структуры белка 3) митоз 4) мейоз 5) транскрипция 6) кроссинговер

18 27 Выберите участки кровеносной системы человека, входящие в большой круг кровообращения. 1) левое предсердие 2) лёгочная артерия 3) верхняя полая вена 4) сонная артерия 5) правый желудочек 6) аорта 28 Выберите три фактора эволюционного процесса, действие которых ведёт к видообразованию. 1) изоляция 2) биологический регресс 3) модификационная изменчивость 4) наследственная изменчивость 5) высокая плодовитость особи 6) естественный отбор При выполнении заданий к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Впишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 29 Установите соответствие между признаком животного и животным, к которому относится данный признак. ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО А) кровеносная система замкнутая Б) сердце разделено на отделы В) есть мантия и мантийная полость Г) нервная система представлена брюшной нервной цепочкой с узлами в сегментах тела Д) имеется радула (тёрка) А Б В Г Д ТИП 1) дождевой червь 2) малый прудовик

19 30 Установите соответствие между особенностями строения (признаком) организма и царством, к которому принадлежит данный организм. СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА А) клеточная стенка содержит муреин Б) клеточная стенка содержит хитин В) споры служат для перенесения неблагоприятных условий Г) споры служат для размножения Д) наследственный аппарат содержится в ядре Е) наследственный аппарат содержится в кольцевой хромосоме ЦАРСТВО 1) Бактерии 2) Грибы А Б В Г Д Е 31 Установите соответствие между функцией нервной системы и её видом. ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ А) расширяет зрачки Б) уменьшает частоту сердечных сокращений В) уменьшает вентиляцию лёгких Г) усиливает потоотделение Д) стимулирует перистальтику кишечника Е) вызывает сокращение мышц, поднимающих волосы ВИД НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 1) симпатическая 2) парасимпатическая А Б В Г Д Е

20 32 Установите соответствие между особенностями круговорота вещества и веществом. ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА А) больше всего этого вещества содержится в атмосфере Б) клубеньковые бактерии превращают это вещество в нитраты В) около 50 % возвращается в атмосферу растениями Г) значительные количества накапливаются в осадочных породах Д) в выдыхаемом животными воздухе содержится значительно больше, чем во вдыхаемом Е) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей ВЕЩЕСТВО 1) углерод 2) азот А Б В Г Д Е В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу. 33 Установите правильную возможную последовательность восстановления ельника, уничтоженного пожаром. 1) кустарники 2) березняк 3) травы 4) семена трав 5) ельник

21 Часть 2 Для записи ответов на задания используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (34, 35 и т. д.), затем полный развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво. 34 Докажите, что посещение школьной столовой сопровождается как условнорефлекторными, так и безусловно-рефлекторными реакциями. 35 Назовите тип и классы животных, изображённых на рисунках. Укажите два основных признака, общих для этих животных

22 36 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. (1) Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает на возможность появления живых существ только от живых родителей. (3) Её приверженцами были Р.Гук, Л. Пастер и ряд других учёных. (4) Креационизм ещё одна гипотеза, утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические вещества и организмы возникли абиогенным путём из неорганического вещества в результате длительной эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад. 37 Какие меры предосторожности необходимо соблюдать, чтобы избежать пищевых отравлений? Приведите четыре аргумента Чем можно объяснить тот факт, что частота встречаемости наследственных заболеваний в маленьких, обособленных общинах намного выше, чем обычно? Какой хромосомный набор характерен для споры, гаметофита и спорофита мха кукушкин лён? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти стадии развития мха? 40 У дрозофилы доминантные гены, контролирующие серую окраску тела и развитие щетинок, локализованы в одной хромосоме. Рецессивные аллели этих генов, обусловливающие чёрную окраску тела и отсутствие щетинок, находятся в другой, гомологичной хромосоме. Какое по генотипам и фенотипам потомство

Теги: #Какие химические связи разрушаются при транспирации воды

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Оцените статью
Умный огород
Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Ок